Поиск по сайту

Полезное

Не отрывая глаз

Не отрывая глаз
Чтобы остаться в душе зрителя, одной техники мало

Недавно в альма-матер башкирского балета — хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева — поделились радостью: студентка Анастасия Каплина была удостоена одной из пяти именных стипендий фонда Галины Улановой. Фонд присуждает стипендии талантливым учащимся хореографических училищ с 2004 года.

Сегодня его стипендиаты — солисты Большого, Мариинского и других театров оперы и балета России, а также Английского королевского балета. Наш корреспондент встретился с молодой звездочкой и ее наставницей, преподавателем классического танца, заслуженным работником культуры Башкортостана Серафимой Саттаровой.

Педагогов хореографического училища можно назвать бойцами невидимого фронта: именно они, как Пигмалион, годами работают с учениками в репетиционных классах, добиваясь совершенства в исполнении каждого движения, а мы видим на сцене уже результат этого кропотливого совместного труда педагога и артиста. Поэтому так важно для ученика встретить именно своего преподавателя, наставника. И тогда танцовщикам, несмотря на многочасовую физическую нагрузку, не хочется уходить с репетиции, и они ощущают такую энергетическую наполненность, что даже есть не хочется. Как рассказывает Анастасия Каплина, на репетициях с Серафимой Ивановной она не замечает времени и чувствует с преподавателем ментальную связь. И неизвестно, как бы все сложилось, не поддержи ее Серафима Ивановна, когда девочка-подросток из сибайской хореографической студии столкнулась с первыми трудностями балетной жизни в Уфе.

Настя с пяти лет занималась в хореографической студии при музыкальной школе в Сибае и делала успехи. Ее мама любила балет, и, наслаждаясь очередным спектаклем на телеканале «Культура», мечтала: вот бы и ее Настя так же парила по сцене. После четвертого класса решили попробовать поступить в уфимский хореографический колледж, но свое веское слово сказал папа, посчитавший, что дочка еще слишком мала для учебы в другом городе. Когда Насте исполнилось 14, все согласились, что время настало, и отправились в Уфу. Девочку приняли, хотя таких «великовозрастных» абитуриенток в колледж берут нечасто.

— Я даже не задумывалась, хочу ли я стать балериной, я просто не представляла свою жизнь без танца, мне все время нужно было двигаться. Помню, как легко рассталась с мамой и как уже на следующий день поняла, что такое профессиональная школа, и что колледж и студия, где я раньше занималась, это как две разные страны. К тому же я узнала, что у меня «плохая спина», не поднимаются и трясутся ноги… И я позвонила маме, чтобы она забрала меня домой. Но в итоге решили заниматься дополнительно, работать над ошибками один на один с преподавателем. Репетиции, потом дополнительные занятия — мне казалось, что я уже не могу ходить, жаловалась маме, но Серафима Ивановна объясняла, что это обычная для балета нагрузка и естественная усталость, что все получится, только работать надо. И я брала себя в руки и шла на занятия, — рассказывает Настя.

Как рассказали в БХК, стипендиатов фонда имени Галины Улановой выбирали среди учащихся 15 хореографических училищ России и школы Большого театра в Бразилии. Каждое учебное заведение имеет право отправить только одну заявку на конкурс. Анастасия неоднократно становилась дипломантом и лауреатом балетных фестивалей и конкурсов, в том числе международных. Как ей это удается?

— Во-первых, она смелая, что имеет для участия в конкурсах огромное значение: выйти перед жюри и сделать все так же красиво, как и на репетиции, сможет не каждый. Многие в репетиционном зале все делают прекрасно, но оказываются эмоционально не готовы вынести это на суд специалистов. Во-вторых, это физические данные и работоспособность: если что-то не получается, Настя будет повторять без конца, пока не добьется того, что нужно. Иногда приходится даже ее останавливать.

И, конечно же, ее эмоциональность: когда она выходит на сцену, от нее глаз не оторвать. У нее на лице столько эмоций — это тоже имеет большое значение. Это, можно сказать, главное, — говорит Серафима Саттарова.

Она преподает классическую хореографию в колледже больше 30 лет. Обычно младшим и старшим классам здесь преподают разные учителя, но Серафима Ивановна ведет учеников от начала до выпуска. Она считает, что их надо уже с начальных классов готовить к конкурсам, чтобы они чаще выходили на сцену. Почему российские конкурсанты и балет в целом до сих пор продолжают оставаться неоспоримой мировой величиной? Ответ в том, что сохраняется школа, преемственность, считает Саттарова.

— Сейчас на Западе очень увлекаются техникой. Зачем демонстрировать, что ты можешь полчаса стоять на пальцах, как в цирке?.. Нужно, чтобы все было гармонично: и технично, и эмоционально. Тому, как запасть в душу зрителю, нельзя научить. Это дается от природы. Можно, конечно, подсказать, где надо бы улыбнуться, но одной улыбкой не захватишь зрителя. Музыка, танец, эмоции — все должно сочетаться в одном артисте, — объясняет Серафима Ивановна.

Сейчас многочасовые физические нагрузки вызывают у 19-летней Анастасии только приятную усталость, а самое интересное для нее в процессе обучения — нет, это не выход на сцену, а репетиционный процесс, момент, когда то, над чем работала, наконец начинает получаться. А самое сложное для начинающей балерины сейчас — перед выступлением выкинуть все лишнее из головы.

— Голова должна быть пустая, а если будешь нервничать — что-то может не получиться. Но и в таком случае главное — себя контролировать и «не выходить» из лица.

Когда я выхожу в зал, я уже не Настя, и моя задача сделать так, чтобы зритель смотрел на меня не отрывая глаз, показать всю мощь образа, весь характер.

Предварительно я просматриваю балеты, в которых танцуют примы, чтобы понять каждое движение, — говорит Настя.

В видеоролике, который отправили на соискание премии фонда Улановой, Анастасия станцевала вариации из балетов «Дон Кихот» и «Арлекинада».

— Материал подбирали вместе с преподавателем, она хорошо чувствует мой характер. Мне очень нравятся такие эмоциональные, энергичные роли, как Китри из «Дон Кихота», где надо улыбаться, кокетничать — я и в жизни такая. В лирический, страдающий образ мне было бы намного труднее войти, — рассказывает Анастасия.

В прошлом году она стала стипендиатом фонда Светланы Захаровой и получала ежемесячную именную стипендию — три тысячи рублей. Премия фонда Улановой единовременная, в размере 40 тысяч рублей.

— Когда узнала, что стала стипендиатом, была в шоке. То есть, я, конечно, надеялась, но конкурс был такой большой! На сайте фонда опубликованы списки стипендиатов, начиная с 1990-х годов, и я теперь среди этих имен — это такая честь для меня! — делится девушка.

Часть премии юная балерина планирует потратить на новые американские пуанты: они устойчивые и не натирают. И если российских хватает максимум на месяц, то американские носятся до года. Но и стоят они, соответственно, значительно дороже.

Сейчас Анастасия Каплина мечтает окончить колледж и поступить в хорошую труппу. Молодое дарование не осталось незамеченным, и ее уже пригласили на работу во Владивосток, в приморский филиал Государственного академического Мариинского театра. В планах попробоваться и в один из московских театров. Все мысли девушки только о нем, о балете. На другие увлечения нет ни времени, ни желания: четкий распорядок дня, диета (когда плюс 500 граммов к фигуре — уже трагедия) и свой профессионально-дружеский коллектив, где кто-то всегда найдет для тебя слово поддержки или нужную мазь, когда что-то болит.

 

Автор: Лариса ШЕПЕЛЕВА, Фото: Александр ДАНИЛОВ

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

PRO.Культура.РФ


Пушкинская карта

Телефон доверия