Поиск по сайту

Полезное

Не отрывая глаз

Не отрывая глаз
Чтобы остаться в душе зрителя, одной техники мало

Недавно в альма-матер башкирского балета — хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева — поделились радостью: студентка Анастасия Каплина была удостоена одной из пяти именных стипендий фонда Галины Улановой. Фонд присуждает стипендии талантливым учащимся хореографических училищ с 2004 года.

Сегодня его стипендиаты — солисты Большого, Мариинского и других театров оперы и балета России, а также Английского королевского балета. Наш корреспондент встретился с молодой звездочкой и ее наставницей, преподавателем классического танца, заслуженным работником культуры Башкортостана Серафимой Саттаровой.

Педагогов хореографического училища можно назвать бойцами невидимого фронта: именно они, как Пигмалион, годами работают с учениками в репетиционных классах, добиваясь совершенства в исполнении каждого движения, а мы видим на сцене уже результат этого кропотливого совместного труда педагога и артиста. Поэтому так важно для ученика встретить именно своего преподавателя, наставника. И тогда танцовщикам, несмотря на многочасовую физическую нагрузку, не хочется уходить с репетиции, и они ощущают такую энергетическую наполненность, что даже есть не хочется. Как рассказывает Анастасия Каплина, на репетициях с Серафимой Ивановной она не замечает времени и чувствует с преподавателем ментальную связь. И неизвестно, как бы все сложилось, не поддержи ее Серафима Ивановна, когда девочка-подросток из сибайской хореографической студии столкнулась с первыми трудностями балетной жизни в Уфе.

Настя с пяти лет занималась в хореографической студии при музыкальной школе в Сибае и делала успехи. Ее мама любила балет, и, наслаждаясь очередным спектаклем на телеканале «Культура», мечтала: вот бы и ее Настя так же парила по сцене. После четвертого класса решили попробовать поступить в уфимский хореографический колледж, но свое веское слово сказал папа, посчитавший, что дочка еще слишком мала для учебы в другом городе. Когда Насте исполнилось 14, все согласились, что время настало, и отправились в Уфу. Девочку приняли, хотя таких «великовозрастных» абитуриенток в колледж берут нечасто.

— Я даже не задумывалась, хочу ли я стать балериной, я просто не представляла свою жизнь без танца, мне все время нужно было двигаться. Помню, как легко рассталась с мамой и как уже на следующий день поняла, что такое профессиональная школа, и что колледж и студия, где я раньше занималась, это как две разные страны. К тому же я узнала, что у меня «плохая спина», не поднимаются и трясутся ноги… И я позвонила маме, чтобы она забрала меня домой. Но в итоге решили заниматься дополнительно, работать над ошибками один на один с преподавателем. Репетиции, потом дополнительные занятия — мне казалось, что я уже не могу ходить, жаловалась маме, но Серафима Ивановна объясняла, что это обычная для балета нагрузка и естественная усталость, что все получится, только работать надо. И я брала себя в руки и шла на занятия, — рассказывает Настя.

Как рассказали в БХК, стипендиатов фонда имени Галины Улановой выбирали среди учащихся 15 хореографических училищ России и школы Большого театра в Бразилии. Каждое учебное заведение имеет право отправить только одну заявку на конкурс. Анастасия неоднократно становилась дипломантом и лауреатом балетных фестивалей и конкурсов, в том числе международных. Как ей это удается?

— Во-первых, она смелая, что имеет для участия в конкурсах огромное значение: выйти перед жюри и сделать все так же красиво, как и на репетиции, сможет не каждый. Многие в репетиционном зале все делают прекрасно, но оказываются эмоционально не готовы вынести это на суд специалистов. Во-вторых, это физические данные и работоспособность: если что-то не получается, Настя будет повторять без конца, пока не добьется того, что нужно. Иногда приходится даже ее останавливать.

И, конечно же, ее эмоциональность: когда она выходит на сцену, от нее глаз не оторвать. У нее на лице столько эмоций — это тоже имеет большое значение. Это, можно сказать, главное, — говорит Серафима Саттарова.

Она преподает классическую хореографию в колледже больше 30 лет. Обычно младшим и старшим классам здесь преподают разные учителя, но Серафима Ивановна ведет учеников от начала до выпуска. Она считает, что их надо уже с начальных классов готовить к конкурсам, чтобы они чаще выходили на сцену. Почему российские конкурсанты и балет в целом до сих пор продолжают оставаться неоспоримой мировой величиной? Ответ в том, что сохраняется школа, преемственность, считает Саттарова.

— Сейчас на Западе очень увлекаются техникой. Зачем демонстрировать, что ты можешь полчаса стоять на пальцах, как в цирке?.. Нужно, чтобы все было гармонично: и технично, и эмоционально. Тому, как запасть в душу зрителю, нельзя научить. Это дается от природы. Можно, конечно, подсказать, где надо бы улыбнуться, но одной улыбкой не захватишь зрителя. Музыка, танец, эмоции — все должно сочетаться в одном артисте, — объясняет Серафима Ивановна.

Сейчас многочасовые физические нагрузки вызывают у 19-летней Анастасии только приятную усталость, а самое интересное для нее в процессе обучения — нет, это не выход на сцену, а репетиционный процесс, момент, когда то, над чем работала, наконец начинает получаться. А самое сложное для начинающей балерины сейчас — перед выступлением выкинуть все лишнее из головы.

— Голова должна быть пустая, а если будешь нервничать — что-то может не получиться. Но и в таком случае главное — себя контролировать и «не выходить» из лица.

Когда я выхожу в зал, я уже не Настя, и моя задача сделать так, чтобы зритель смотрел на меня не отрывая глаз, показать всю мощь образа, весь характер.

Предварительно я просматриваю балеты, в которых танцуют примы, чтобы понять каждое движение, — говорит Настя.

В видеоролике, который отправили на соискание премии фонда Улановой, Анастасия станцевала вариации из балетов «Дон Кихот» и «Арлекинада».

— Материал подбирали вместе с преподавателем, она хорошо чувствует мой характер. Мне очень нравятся такие эмоциональные, энергичные роли, как Китри из «Дон Кихота», где надо улыбаться, кокетничать — я и в жизни такая. В лирический, страдающий образ мне было бы намного труднее войти, — рассказывает Анастасия.

В прошлом году она стала стипендиатом фонда Светланы Захаровой и получала ежемесячную именную стипендию — три тысячи рублей. Премия фонда Улановой единовременная, в размере 40 тысяч рублей.

— Когда узнала, что стала стипендиатом, была в шоке. То есть, я, конечно, надеялась, но конкурс был такой большой! На сайте фонда опубликованы списки стипендиатов, начиная с 1990-х годов, и я теперь среди этих имен — это такая честь для меня! — делится девушка.

Часть премии юная балерина планирует потратить на новые американские пуанты: они устойчивые и не натирают. И если российских хватает максимум на месяц, то американские носятся до года. Но и стоят они, соответственно, значительно дороже.

Сейчас Анастасия Каплина мечтает окончить колледж и поступить в хорошую труппу. Молодое дарование не осталось незамеченным, и ее уже пригласили на работу во Владивосток, в приморский филиал Государственного академического Мариинского театра. В планах попробоваться и в один из московских театров. Все мысли девушки только о нем, о балете. На другие увлечения нет ни времени, ни желания: четкий распорядок дня, диета (когда плюс 500 граммов к фигуре — уже трагедия) и свой профессионально-дружеский коллектив, где кто-то всегда найдет для тебя слово поддержки или нужную мазь, когда что-то болит.

 

Автор: Лариса ШЕПЕЛЕВА, Фото: Александр ДАНИЛОВ

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Решаем вместе
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Как не угодить под снежные глыбы и сосульки

Концертная программа «Малыми шагами к большой сцене»

PRO.Культура.РФ


Пушкинская карта

Телефон доверия

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке ниже