Среда, 22 Август 2018

ГОД СЕМЬИ

Архив

Статьи

Новости

Именная стипендия Андрея Меркурьева – выпускника колледжа, солиста Большого театра оперы и балета.

Андрей Меркурьев

Андрей Меркурьев родился 3 октября 1977 года в Сыктывкаре. C отличием окончил Уфимское государственное хореографическое училище имени Рудольфа Нуреева.

В 1996–1997 годах — солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в 1997–2001 годах — Ленинградского театра оперы и балета имени М.П. Мусоргского (ныне Михайловский театр), в 2001–2006 годах — Мариинского театра.

С 2006 года — солист Большого театра. Постоянный участник международных проектов — гала-концертов, фестивалей и турне мировых звезд балета. Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2005) и премии Леонида Мясина (2008) с формулировкой «За значимость таланта». Среди работ — роль в хореографической новелле «Бедная Лиза» в Государственном театре наций (2009, номинация на «Золотую маску»).

В 1996 году Андрей возвращается в родной город, но в составе труппы театра оперы и балета Республики Коми остается недолго. Его манит культурная столица России, приглашает руководство петербургского театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского. Меркурьев стремительно набирает репертуар, галерею образов заполняют эксклюзивы театра: Парис и Валентин («Фауст» Ш.Каллоша – Н.Боярчикова), Феб («Эсмеральда»), Петр («Привал кавалерии»). Щелкунчик-принц («Щелкунчик» в хореографии Н.Боярчикова), Солор («Баядерка»), Эспада и Базиль («Дон Кихот»). В «Лебедином озере» Меркурьев с блеском танцует Испанский танец, pas de trios, а потом и Принца Зигфрида. Впрочем, Зигфрид – не единственный романтик в репертуаре танцовщика. Ему доверяют партии самых рафинированных балетных аристократов – принца Дезире («Спящая красавица») и графа Альберта («Жизель»). Опыт, в том числе и конкурсный (артист успешно выступает на балетном конкурсе в Казани), приводит Андрея на сцену Мариинского театра, где он танцует Меркуцио («Ромео и Джульетта» С.Прокофьева – Л.Лавровского), Хозе («Кармен», хореография Р.Пети), Петрушку в одноименном балете И.Стравинского – М.Фокина, кавалера де Грие («Манон» Ж.Массне – К.Макмиллана), исполняет титульную партию в балете «Блудный сын» С.Прокофьева – Дж.Баланчина и многое другое.

В Мариинском театре Меркурьева впускают в святую святых балетного академизма, доверяя партии Альберта, Дезире («Спящая красавица» в реконструкции спектакля 1890 года). Принцам Петипа необходимы удлиненные пропорции, для хореографии Бурнонвиля (партию Джеймса в «Сильфиде» Меркурьев освоил еще в театре М.П.Мусоргского, а позже вернулся к ней и в Большом театре) требуется выпуклый подъем, создающий красивую линию вытянутой стопы. Меркурьев же обладает иными достоинствами, позволившими предъявить право на казалось бы непредназначенные ему роли. Прежде всего – артистизмом. Умение глубоко погрузиться в образ и выразить увиденное внутренним взором с исчерпывающей эмоциональностью – конек Меркурьева. Обладает он и еще одним замечательным даром – абсолютным пластическим слухом на современную хореографию: танцует опусы Ноймайера, Форсайта, Доусона, Ратманского, Твайлы Тарп со вкусом, пониманием стиля, совершенством и достоинством.

В 2006 году танцовщик переезжает в Москву и входит в труппу Большого театра. В балетах Григоровича исполняет партии Красса («Спартак»), Дроссельмейера («Щелкунчик»), Бориса («Золотой век»), Ганса («Жизель», редакция Григоровича). К ним добавляются Мельник («Треуголка» М.де Фальи – Л.Мясина), Рыбак («Дочь фараона» Ч.Пуньи – П.Лакотта), Бирбанто в «Корсаре», Принц («Золушка» С.Прокофьева – Ю.Посохова), Ян («Болт») и Петр («Светлый ручей») – в балетах Д.Шостаковича – А.Ратманского, Хозе («Кармен-сюита» Ж.Бизе-Р.Щедрина – А.Алонсо).

В поисках самовыражения Меркурьев охотно выступает партнером именитых балерин Дианы Вишневой и Светланы Захаровой в гала-концертах, принимает участие в международных фестивалях, играет в антрепризных проектах, где осваивает задачи драматического актера. Так появились Эраст в «Бедной Лизе», поставленной А.Сигаловой (с Чулпан Хаматовой) и Вальмон в «Опасных связях» режиссера и хореографа-постановщика Сергея Землянского.

Андрей Меркурьев совершил головокружительную карьеру. Мальчишка из Сыктывкара, оторвавшись от родных, оказался за тысячу километров от дома, – в Уфе. В стенах Башкирского государственного хореографического училища он получил хорошую школу.

В юбилейный для нашего колледжа год, в благодарность «alma mater», именитый танцовщик учредил именную стипендию для поддержки талантливой молодежи на пути к сцене.